Ведическая культура — самая древняя духовная культура мира. Она учит нас жить в согласии с миром, другими людьми, самим собой и Богом.
Даже по скептическим оценкам современных ученых, «Риг-веде», древнейшему памятнику ведической цивилизации, насчитывается десять тысяч лет. С точки же зрения самой традиции ведические писания вечны. У них нет ни начала, ни конца. Подобно тому, как санскрит, древний язык на котором записаны Веды, является прародителем всех индоевропейских языков, ведическая культура является прародительницей всех культур.
Пожалуй, самое удивительное качество ведической культуры — это ее способность к самообновлению. Поистине, эта культурная и духовная традиция не только самая древняя в мире, но также и самая живая. Другие культурные духовные традиции появлялись и исчезали, просуществовав на земле тысячу или несколько тысяч лет. Но ведическая традиция, хотя претерпела множество трансформаций даже на протяжении известной нам истории, удивительным образом сохранила свою суть.
Вездесущие критики усомнятся в правдивости этих слов. «Сами Веды не играют сейчас такой большой роли, как они играли несколько тысяч лет назад. Кто сейчас, кроме ученых-индологов, по-настоящему изучает Веды?» — возразят они. До какой-то степени это так. Хотя ведические гимны бережно хранятся не только на бумаге, но и в благодарной памяти людей, хотя по-прежнему есть те, кто разговаривает у себя дома на санскрите, знает Веды наизусть и каждый день проводит ведические обряды в соответствии с древней традицией, — таких людей действительно немного. И все же древняя ведическая культура жива. Да, немногие сейчас знают и изучают изначальные Веды, но все знают «Бхагавад-гиту», которую в Индии именуют «Гитопанишад», приравнивая ее к ведическим Упанишадам, и сотни тысяч людей по-прежнему собираются послушать объяснения «Шримад-Бхагаватам», который, по словам Вьясадевы, самого великого мудреца ведической традиции, содержит суть ведической философии и является произведением, равноценным изначальным Ведам.
Живая ведическая традиция в разные века немного видоизменялась, трансформировалась, принимала новые внешние формы, но при этом сохраняла свою суть. Эти два качества — способность хранить суть и при этом не превращаться в набор мертвых догм — необходимы для того, чтобы традиция оставалась актуальной и живой, и оба они присущи ведической культуре.
Время беспощадно. Оно крушит все отжившее, несет с собой новые вызовы, ставит перед людьми новые вопросы, формирует новые культурные нормы. И если культурная традиция не способна ответить на новые вопросы, которые ставит перед человеком время, не может достойно встретить новые вызовы и объяснить, каким образом можно практиковать древнюю традицию в изменившихся условиях, в новом социально-культурном контексте, то она уходит в небытие. Культурная традиция, в основе которой лежат ведические писания, сейчас так же, как и тысячелетия назад, оказывает влияние на весь мир, то есть остается неподвластной времени.
Люди Запада впервые познакомились с традицией Веданты благодаря знаменитой речи Свами Вивекананды на Всемирном конгрессе религий в Чикаго в 1893 г. Научный, рациональный взгляд ведантической философии на духовность произвел тогда на многих людей очень сильное впечатление. С этого момента на Западе стали распространяться такие явления ведической культуры, как йога и медитация, и книги ведического канона, Упанишады и «Бхагавад-гита». Л. Н. Толстой, Р. Ролан, А. Шопенгауэр, К. Юнг, А. Эйнштейн, Оппенгеймер и многие другие писатели, философы и ученые западных стран испытали на себе влияние ведической культуры, а точнее, одного из ее направлений — Адвайта-веданты, школы имперсональной интерпретации Вед. Именно представления этой школы ведической философии стали ассоциироваться на Западе с ведической культурой. Однако ведическая философия не сводится к имперсонализму Адвайта-веданты — она шире, интереснее и многообразнее.
Семьдесят с небольшим лет спустя после речи Свами Вивекананды начался новый этап распространения ведической культуры в странах Запада. В 1965 году скромный санньяси из Бенгалии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада приехал в Америку, охваченную пожаром движения хиппи. Его первыми слушателями стали не делегаты Всемирного конгресса религий, а хиппи и битники, поднявшие бунт против устоявшихся норм материалистического общества Запада. Именно им, людям, чья философия вмещалась в три слова «рок-н-ролл, ЛСД и секс», он стал проповедовать послание чистой любви к Богу, содержащееся в одном из самых сложных философских и поэтических произведений ведической культуры — «Шримад-Бхагаватам». Вопреки всякой вероятности, егоучение прижилось в странах Запада и стало развиваться — еще одно удивительное доказательство универсальности и вневременной актуальности ведической традиции! Без преувеличения можно сказать, что именно тогда, в это бурное десятилетие, люди западных стран впервые познакомились с персональной, монотеистической традицией Вед.
Первые индологи с Запада, начавшие изучать философские и теологические представления Вед и сформировавшийся на них индуизм, не без презрения окрестили эту доктрину «генотеизмом», сочтя ее чем-то средним между языческим политеизмом и иудеохристианским монотеизмом — почитанием одного, самого могущественного бога наряду с другими богами, входящими в ведический пантеон. На самом деле философия иная. «Риг-веда» (1.164.46) гласит: экам сад випра бахудха ваданти — «истина, реальность (источник всего сущего) одна, но разные мудрецы описывают ее по-разному».
Вивекананда позволил людям Запада познакомиться < имперсональной интерпретацией философии Вед. С этой точки зрения существует одна высшая реальность, породившая этот мир, — Брахман, Дух, Абсолют, как ни назови, и она в конечном счете имперсональна. Эта интерпретация Вед воодушевила многих людей и даже породила движение за объединение всех религий — так называемый суперэкуменизм. Однако эта интерпретация смысла Вед далеко не единственная. В ведической культуре всегда была очень сильна монотеистическая традиция, согласно которой Брахман, Дух, Абсолют один (слово «Абсолют» не имеет множественного числа), но этот Брахман, или Абсолют — личностный Бог, и преданность Ему — высшее достижение человеческой Жизни.
Персональные интерпретации философии Вед и Веданты представлены в самой Индии множеством школ, которые до сих пор распространяют свое влияние на миллионы людей. Они породили массовые движения бхакти в Средние века, и прежде всего — Движение Чайтаньи Махапрабху. Персональные учения оттачивали величайшие философы Индии, такие как Рамануджа, Веданта Дешика, Мадхва, Вадираджа Тиртха, Рупа Госвами, Джива Госвами и др. Их исповедовали самые почитаемые в Индии святые и поэты — Тукарам, Сурдас, Тулсидас и пр.., а в глубокой древности — Вальмики Муни и Вьясадева. Но по тем или иным причинам очень влиятельная монотеистическая традиция интерпретации Вед до середины шестидесятых годов прошлого века была практически неизвестна людям Запада. Видимо, в сознании многих интеллектуалов Запада монотеизм прочно ассоциировался с примитивным фанатизмом и кострами инквизиции, поэтому умозрительные построения имперсональной Адвайта-веданты находили больший отклик в их умах.
Однако на самом деле монотеистическая духовная традиция ведической культуры, свободная от фанатизма, дает поразительное по своей красоте, полноте, законченности и вместе с тем рациональности видение мира. Согласно этой картине мира, единый Бог, будучи неисчерпаемым и бесконечно многообразным, принимает всевозможные формы и проявления, откликаясь на молитвы и любовь своих преданных. Она объясняет концепцию перевоплощения души в этом мире и эволюцию сознания живых существ, кульминацией которой является обретение любви к Богу, источнику всего сущего.
Она также описывает сотворение Вселенной из первоэлементов и постулирует иерархически организованную структуру Вселенной, в которой люди и другие живые существа, обладающие разной степенью развития сознания, занимают свое место на разных планетных системах Вселенной. Эта философия подробным образом описана в древнем ведическом произведении «ШримадБхагаватам», написанном Вьясадевой пять тысяч лет назад и прокомментированном великими святыми и мистиками прошлого.
Главное достижение А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады — в том, что он открыл эту великую традицию людям Запада, переведя «Шримад-Бхагаватам» на английский язык и написав подробные комментарии к нему на основании древней комментаторской традиции. В «Шримад-Бхагаватам» он ответил на основные, фундаментальные вопросы, которые испокон веков волнуют людей: зачем я здесь? почему я страдаю? к чему я должен стремиться? кто такой Бог и почему разные люди понимают Его по-разному? что такое настоящее счастье? как и почему перевоплощается душа? как избавиться от всех страданий? и как обрести любовь к Богу? Кроме того, Шрила Прабхупада в других своих книгах, лекциях и беседах ответил на множество других актуальных вопросов, которые задавали ему его ученики. В своих ответах он объяснял, как с точки зрения учения Вед следует смотреть на такие явления современной жизни, как, например, полеты людей в космос, эмансипация женщин или сексуальная революция.Из бесед Шрилы Прабхупады с учениками и его лекций было составлено несколько маленьких книг, в ТОМ числе книга «Совершенные вопросы и совершенные ответы», где он отвечает на жгучие вопросы современности. Но время продолжало свое неумолимое течение. С того времени, как Шрила Прабхупада покинул планету, появилось много чего нового — глобальное потепление, ГМО, смартфоны, интернет, социальные сети и много всего другого. Время, как всегда, бросает свои вызовы последователям древних традиций и ставит вопросы перед искренними людьми, не принадлежащими ни к одной духовной традиции, заставляя их искать ответы на эти вопросы там, где они есть.
Отрывок из книги “Путь Вед. Катехизис искателя истины” Б.В. Госвами