Понятие совершенства для людей западной культуры — это бесконечное развитие, трансформация и постоянное улучшение. Но истинное ли это совершенство человека?
Мы привыкли считать, что у совершенства нет предела, к нему можно только стремиться и все равно никогда не достичь. Современный мир приравнял поиски совершенства к совершенству как таковому — они уже почти синонимы.
Такое представление о совершенстве в обществе было далеко не всегда. Впервые подобную идею сформулировал Фридрих Ницше, заявив, что люди убили Бога. Действительно, в какой-то момент человечество в своем историческом развитии решило освободиться от ограничений, которые представлял собой Бог. По словам Ницше, «смерть Бога» полностью раскрепостила человека и дала ему возможность превратиться в сверхчеловека. Именно эта идея трансформироваться и стать Богом лежит в основе нашего представления о совершенстве как о вечном прогрессе, изменении и улучшении.
Но, как обезьяна не может превратиться в человека, так и человек не может превратиться в сверхчеловека, даже если он в своих фантазиях решит, что Бог умер. Он просто станет несчастным. Ницше, несмотря на свою философию, не стал сверхчеловеком, а его взгляды в итоге породили фашизм и принесли огромные страдания миллионам людей.
Однако, если принять общественную структуру, данную Самим Богом, то развитие для нас заключается не в том, чтобы прыгнуть выше головы, взобраться с одной ступеньки иерархической лестницы на другую, а в том, чтобы, находясь на своем месте, исполнять свой долг совершенным образом.
К чему должен стремиться человек, чтобы жизнь его была совершенной?
Необходимо увидеть замысел и волю Бога в нашей жизни и просто стать самими собой. Стремление стать кем-то другим разрушило судьбы многих миллионов людей. Не нужно гоняться за немыслимыми идеалами, ставить перед собой выдуманные цели, а попытаться стать счастливыми в том положении, в котором мы находимся сейчас.
Истинное совершенство заключается в том, чтобы увидеть в мире гармонию и порядок, быть честным перед собой и, заглянув вглубь собственного сердца, понять, кто же я есть на самом деле и в чем мой долг.
Отрывок из книги “Путь Вед. Катехизис искателя истины” Б.В. Госвами