В этой статье мы поговорим о принципах несимметричной диалектики. Данная методология мышления поможет точно разобраться в кажущихся противоречиях, происходящих в этом мире.
Основанная на анализе древних восточных учений, несимметричная диалектика была представлена в трудах томского исследователя Энвера Измайлова. Она позволяет увидеть скрытые противоречия, возникающие во время привычного процесса мышления, и восстановить внутреннюю логику даже без наличия обширных эмпирических данных.
Главное ее отличие от диалектики Гегеля, а также от всех предшествующих диалектических подходов, в том, что между противоположными понятиями А и Б:
1. Существует причинно-следственная несимметричная связь (А включает в себя Б, но Б как бы не включает в себя А).
2. Следствие всегда понимается как отсутствие причины, но не наоборот (Б есть видимое “отсутствие” А, но А не является просто отсутствием Б, а понимается как наличие неких уникальных характеристик).
3. Причина важнее, чем следствие (А важнее, чем Б).
4. Следствие, связанное с причиной, важнее самой причины (Б, связанное с А, важнее, чем А само по себе).
Абсолютное и относительное понятия
Причинное понятие является абсолютным (идейным, конституциональным, сущностным). Оно эмпирически не наблюдаемо.
А его следствие является понятием относительным (функциональным, воплощенным, видимым).
Классическая симметричная диалектика
В ней, как уже говорилось, связь симметричная. А зависит от Б, а Б зависит от А. Что противоречит действительности.
А | ⇄ | Б |
Ответ | ⇄ | Вопрос |
Целое | ⇄ | Часть |
Причина | ⇄ | Следствие |
Наличие | ⇄ | Отсутствие |
Личность | ⇄ | Общество |
Несимметричная диалектика
В несимметричной диалектике:
- А – это причина Б.
- Б – отрицает и скрывает А, но А не отрицает Б и является целостным смыслом.
- А “важнее” Б.
- Б в составе А важнее, чем А.
А | ➔ | Б |
Ответ | ➔ | Вопрос |
Целое | ➔ | Часть |
Причина | ➔ | Следствие |
Наличие | ➔ | Отсутствие |
Личность | ➔ | Общество |
Практические примеры
Давайте рассмотрим на практическом примере, как применяются принципы несимметричной диалектики. Для этого нам понадобится на некоторое время сконцентрировать все свои мыслительные способности. Для наглядности, понятия из несимметричной диалектики написаны с заглавной буквы.
Итак, возьмем два противоположных понятия – Целое и Часть.
1. Очевидно, что Целое – это Причина своих Частей, которые в свою очередь являются его Следствием. И если Целый пирог разрезать пополам, мы получим две равные Части. Сразу оговоримся, что примеры с предметами взяты исключительно для наглядности. Так как любая вещь рассматривается как Целая только в связи с Личностью, которая ее использует ради конкретной Цели. Смысл любым предметам предает сам человек, поэтому один и тот же нож может быть использован для приготовления обеда, грабежа или хирургического лечения.
2. Поскольку половина пирога – это не Целый пирог, любая Часть сама по себе с диалектической точки зрения является отсутствием Целого или его отрицанием. А так как Целый пирог включает в себя одновременно и все свои Части, и какой-то отдельный дополнительный смысл, например, это торт ко дню рождения или круглой дате, то это приводит нас к выводу, что понятие «Целое» является конституциональным, идейным, а понятие «Часть» функциональным, воплощенным. Значит, оно не наблюдаемо. Иными словами, всякий раз, когда мы пытаемся что-то изучать или исследовать посредством чувств, мы сталкиваемся с тем, что постигаем лишь Часть чего-то Целого, доступную нашему грубому восприятию. Например, просто глядя на тот же самый торт, мы не можем определить, кто и для чего его изготовил.
3. Третий важный вывод. Поскольку Целое, будучи Абсолютным, независимо от Частей и не является его Следствием, то это означает, что Целое не может быть получено путем простого суммирования своих Частей. Например, мы можем препарировать лягушку, разобрав ее на составляющие, но собрав снова, обнаружим, что она не вернулась к жизни.
Или другой пример. Можно проанализировать все творчество писателя или музыканта, но без обращения к его Личности, к нему самому, так и не понять, что он хотел сказать своими произведениями.
4. Завершающим этапом нашего философского анализа будет объединение диалектически противоположных понятий для того, чтобы выяснить как мир идей проявляется в мире людей. Как мы уже упоминали ранее, согласно несимметричной диалектике, Следствие, связанное с Причиной, важнее самой Причины. То есть Часть, связанная с Целым, важнее самого Целого. Например, у человека есть дорогие швейцарские часы. Целые, так сказать. Однако в них неожиданно ломается маленькая шестеренка, Часть, так сказать, без которой эти часы уже не работают. С этого момента маленькая шестеренка становится важнее самих часов, ведь без нее часами уже нельзя воспользоваться.
Другой пример – это человек. Когда какая-либо система образования или воспитания пытается усовершенствовать определенные сферы жизни человека, игнорируя его целостность, результатом становится неэффективность, малоэффективность или даже вредоносность подобной образовательной системы.
Кирилл Арсеньев, Международный клуб “Инсайт”
Аудио-версия материала доступна ниже:
Вы так же можете подробнее изучить несимметричную диалектику прослушав аудио-материалы здесь или здесь.