Методы познания мира

Существуют различные методы познания мира. С точки зрения ведического мировоззрения их можно разделить на три типа.

1. Первый тип познания основан на опыте, полученном через органы чувств (пратьякша). Например, когда человек ест, он понимает, насыщен ли он или нет, исходя из своего собственного опыта.

2. Второй тип познания основан на размышлениях и логике (анумана). Например, если А=В и В=С, то логически следует, что А=С.

3. Третий тип познания основан на авторитетных утверждениях без необходимости доказательств (шабда). Например, ребенок обращается к матери для узнавания информации о мире, так как она для него авторитетный источник знаний.

Методы познания мираК сожалению, в современном мире их, как правило, используют по отдельности, что приводит к ошибкам в процессе познания. Это наглядно изображено на карикатуре со слоном. Те, кто использует только часть методов познания не может увидеть истину (всей картины в целом). На изображении 6 слепых мудрецов используют только 1-ый метод – органы чувств.

Познание через авторитет может быть слепым, поэтому важно проверять его другими способами, например, логикой. Шабда является начальным шагом в познании неизвестного. Основываясь на пратьякше и анумане, человек начинает понимать окружающий мир через авторитеты. Необходимо иметь авторитетный источник знаний для продолжения развития.

Нетрудно понять, что именно с шабды начинается процесс познания в незнакомой области. Появившись на свет, человек оказывается в незнакомом и непонятном для него мире. Чувствуя свою беспомощность, ребёнок обращается с вопросами к тем, кто что-то знает об этом мире – своим родителям и учителям. Сопоставляя в разуме то, что он услышал от старших, он начинает что-то понимать (анумана) и воспринимать окружающую его действительность (пратьякша) глазами своих авторитетов. Инстинктивно идя верным путём познания, ребёнок быстро развивается, однако его развитие вскоре прекращается, поскольку родители и учителя не могут дать ему верное объяснение более сложных и важных явлений жизни и мира. Чтобы развитие не прекращалось, в нашей жизни всегда должен быть живой и авторитетный источник знания.

При помощи наших органов чувств мы воспринимаем окружающую действительность (пратьякша), однако то, как наш разум интерпретирует увиденное (анумана), напрямую зависит от того, какое первоначальное представление мы имеем о том, на что смотрим. Поэтому в Ведах говорится, что мы можем видеть только то, о чём раньше слышали с верой. Это первоначальное представление непременно должно быть верным (должно быть шабдой), иначе в нашем разуме возникает ложное понимание увиденного, невежество. Предположим, что кто-то говорит с нами грубо. Мы, естественно, отвечаем ему взаимностью, в результате чего вспыхивает конфликт с тяжёлыми последствиями. Однако, если бы нам сказали заранее, что в этот день у нашего знакомого украли автомобиль, стали бы мы реагировать подобным образом? Очевидно, нет. Шабда просветила бы наш разум в том, что человек находится в сложной жизненной ситуации. Поэтому те же самые слова с его стороны мы восприняли бы как проявление вполне простительной слабости, а не агрессии.

Пратьякша помогает нам воспринимать внешний мир, а шабда раскрывает внутреннюю суть вещей. Невежество заключается в суждениях только по внешнему виду без знания их истинной сути. Шабда является контактом с Богом, пратьякша – с материей. Анумана определяется типом контакта. Материальная логика может мешать нам понимать истинный смысл вещей из-за длительного подчинения материи.

Шабда, откуда бы мы её ни получили: из древнего писания или как откровение в молитве,- является контактом с Богом, а пратьякша – это контакт с материальной природой. Что касается ануманы – логики нашего разума, то она определяется тем, какой тип контакта мы имеем. Из-за того, что мы давно находимся в подчинении у материи, в нашем разуме прочно укоренилась материальная логика, которая не позволяет нам понимать истинный смысл вещей.

Все эти методы познанния мира в совокупности используются в Несимметричной диалектике, что позволяет безошибочно находить истину в возникающих противоречиях, которыми полон этот мир: война и мир, привязанность и отречение, свет и тьма, холодное и горячее…

Если хотите больше узнать о методах познания, посетите сайт школы “Несимметричной диалектики”.

Tags: , , , , ,

Добавить комментарий