Как соблюсти принцип ненасилия в повседневной жизни? Абсолютной гармонии достичь сложно, но возможно минимизировать страдания, следуя разумному подходу.
Заповедь «не убий» является основным принципом большинства религий. В самом начале Ветхого Завета говорится о том, что мы должны защищать «малых сих». Господь, сотворив низших существ, поручил человеку заботиться о них.
Шрила Прабхупада объясняет, что убийство животных с целью употребления их мяса в пищу лишает человека милосердия и делает его сердце очень жестоким. Нет никакой необходимости питаться плотью животных ценою их жизни. Любой человек, у которого сердце
еще не совсем окаменело, побывав на бойне и увидев, как плачут коровы, ждущие своей очереди на убой, больше не сможет есть мясо.
В Ведах говорится: «Хочешь кого-то съесть — посмотри ему в глаза. Потом скажи ему: “Сначала я тебя — потом ты меня”. Затем сам своими руками убей». Плутарх тоже говорил: «Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу, тогда убейте сами то существо, чье мясо вы хотите съесть. Но убейте его своими собственными руками или зубами, не прибегая к помощи ножа, дубины или топора».
Иногда дети играют с кроликом, а потом им приносят его на обед. Любой ребенок, увидев, из чего делают котлетку, которую дает ему заботливая мама, попросту зарыдал бы. Если бы ребенок понял, что сделали с кроликом, мог бы он есть это мясо?
Чтобы развиваться духовно, человек должен быть милосердным и помнить, с какими муками сопряжено убийство живых существ. Ему нужно понимать, что нет никакой необходимости жить за их счет. Это просто принцип человечности.
Способствует ли вегетарианство духовному развитию?
Вегетарианство само по себе не является гарантией духовного развития или критерием духовного совершенства. Оно необходимое, но еще не достаточное условие для очищения сердца. Голуби и мартышки тоже вегетарианцы, но это не делает их возвышенными.
Разве употребление растительных продуктов – это не насилие?
Весь материальный мир основан на насилии, которое мы постоянно совершаем, даже не желая того. Например, когда мы дышим или зажигаем огонь, чтобы приготовить пищу, мы убиваем множество живых существ.
Последователи джайнизма, одного из индийских религиозных течений, доводят принцип ненасилия до крайности. Они носят марлевые повязки, чтобы случайно не вдохнуть какое-нибудь живое существо, и ходят с метелочкой, чтобы ни на кого не наступить. Но даже такие попытки тщетны.
Абсолютного ненасилия в этом мире не существует. Другое дело, что человек должен свести его к разумному минимуму. Мы совершаем гораздо меньше насилия, когда употребляем в пищу растения, а не мясо высокоразвитых животных. Любой здравомыслящий человек понимает, что, например, яблоко не испытывает такие ужасные муки, которые испытывают животные.
Мы следуем принципу ненасилия, но не доводим его до крайности. Нужно просто питаться тем, что нам выделено — фруктами, овощами, злаками и молочными продуктами, не причиняя страданий другим живым существам.
Отрывок из книги “Путь Вед. Катехизис искателя истины” Б.В. Госвами