Воспитание ребенка без подавления самостоятельности

Что значит «уверенный в себе человек»? Это человек, который ясно понимает: мое главное качество — чувствовать радость и свет своей жизни. То есть уверенность в себе —  это не какое-то качество, которое обрел мой разум или моя психика, а это моя вечная духовная позиция,  которая является признаком свободы. Как же выглядит правильное воспитание ребенка, без подавления его воли, энтузиазма и самостоятельности? Разбираемся в этой статье.

С ребенком нужно общаться

Поэтому нам не качества нужно развивать — это все вещи готовенькие, статичные, которые являются результатом наших прошлых правильных действий. На них нельзя опереться. Потому что как только у нас появляется какая-то квалификация,  появляется вызов, который  будет сбивать нас с этой квалификации. Поэтому наша главная задача заключается не в том, чтобы обрести какие-то квалификации, а  в том, чтобы обрести радость жизни, чтобы всегда быть свежим, всегда быть открытым, принимающим происходящее. Накапливать умения и навыки — это не решение жизненных проблем.

Я  думаю, что детей в этом плане не надо даже воспитывать. Проблема часто в том, что с детьми никто не общается. Ребенок или молодой человек, разум которого открыт, хочет, чтобы с ним говорили, чтобы он чувствовал и переживал энергию смысла, энергию чего-то интересного, вдохновляющего, нового, которое открывает перед ним новый мир. Дети, подростки тянутся к общению. Поэтому первое, что надо сделать, — это просто общаться с детьми, строить открытый диалог, а не затыкать их гаджетами, чтобы они не мешали взрослым зарабатывать деньги.

И в этом общении, когда дети начинают раскрываться,  можно давать им очень важные  предпосылки истинного познания жизни, которые может дать только мудрый взрослый. И он получил эти предпосылки не из своего ума, он получил их фактически от Создателя.

Можно заметить, что у самих взрослых зачастую нет интереса к жизни. Большинство взрослых находятся в определенных программах: у кого-то программа выживания, у кого-то программа обогащения, у кого-то программа «лишь бы ничего не происходило». Взрослые часто живут в программах и передают свои программы детям.

Начинать нужно с малого

Второй важный момент: чтобы человек стал уверен и успешен в значимом деле,  он должен быть признан успешным в чем-то малом. Например, ребенок провалился в школьном предмете, накопилось непонимание. Он боится этого предмета, ему не хочется туда идти. Нужно с ним позаниматься, чтобы он понял урок, чтобы он понял, что этот предмет ему невраждебен. Когда у него получилось, например, решить уравнение, важно сказать: «Смотри, у тебя получается! На самом деле, это твой предмет! Ты зацепился за это. Теперь давай, разбирайся! Если нужно, я тебе помогу». Когда человек зацепился за то, что у него получилась маленькая вещь, он может начать двигаться к большему.

Ведь как бывает, на детей все вываливают, дети входят в режим стресса. Если ребенок вылетел из предмета, не надо ему впихивать информацию. Надо, чтобы он нашел свой интерес в предмете и пошел дальше сам.

Это очень важный принцип! Поэтому задача родителя или педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку увидеть, что у него получается ладить с  предметом, он может в нем разобраться. Вот и все. И тут надо всегда проявлять внимательность, не нагружать на ребенка больше информации, чем он переваривает, потому что это губительно для отношения к самому образованию.

В современной школе, к сожалению, этот принцип не соблюдается. Человек рассматривается как сосуд, в который можно просто набросать информацию. Эта информация превращается в токсин. Ребенок в стрессе из-за этого, он не может переварить то, что он получает. Вот за этим надо следить.

Оценка ребенка

Но означает ли это, что для воспитания достаточно только поддержки и принятия со стороны взрослого? Не совсем. Оценочность от учителя все-таки требуется, потому что она является некоторым проводником для ребенка. Особенно когда ребенок маленький, когда у него еще осознанность не имеет возможности пробудиться. Он полностью находится в оценочности взрослых, он полностью зависит от родителей, и они должны его оберегать и направлять.

Но когда он подрастает, стратегия меняется. И тогда уже главное — это наблюдать, видеть саму личность ребенка и взаимодействовать с этой личностью, а не просто быть в положении «я — старший, а ты — младший». В этом случае оценочность все еще сохраняется, но оценивать мы должны не поведение ребенка и не соответствие нашим стандартам, а задавать вопросы: «почему ты так делаешь? в чем смысл? в чем твоя ответственность перед самим собой, перед твоей внутренней радостью, перед твоим желанием быть, познавать, действовать?»

Иначе говоря, мы всегда должны оценивать, но когда ребенок маленький, мы оцениваем внешние вещи, а когда он подрастает, мы начинаем оценивать внутренние вещи. И оцениваем мы вместе с ним,  помогая ему нащупать свою собственную личность. Поэтому долг учителя или взрослого — переходить из одной стратегии в другую, нельзя оставаться в одной стратегии. У ребенка происходят возрастные изменения,  стратегия учителя тоже должна меняться.

Энвер Измайлов

Источник

Tags: , , ,

Добавить комментарий